+7(7252)
321-275
Личный
кабинет
Тип абонента:
Лиц.номер:
Пароль:

Голосование

Исправно ли Вы оплачиваете услуги водоснабжения и водоотведения до 20 числа каждого месяца?
Да, всегда
44.7%
Нет, иногда просто забываю
20.6%
Плачу, когда мне по пути
15.9%
Давно уже не платил
18.2%
всего голосов: 3051
архив вопросов



НОВОСТИ - Новость от 14.02.2019

Водопровод сменил подход

Пожалуй, меньше всего претензий по линии ЖКХ у горожан к работе местного водоканала, являющегося примером того, как надо организовывать подачу воды и вести ее учет с помощью современных технологий.

Все потребители Шымкента обеспечены приборами учета воды, которые местные коммунальщики первыми в стране начали устанавливать еще 2 десятилетия назад. Тогда горожане еще толком не понимали, какой в них прок, оценив нововведение лишь после того, как реально ощутили экономию семейного бюджета. В те годы каждый житель в среднем ежесуточно расходовал 456 л воды. Сейчас этот объем снизился до 130 л. Председатель наблюдательного совета ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» Анарбек Орман считает, что и это очень много: в развитых странах суточное водопотребление не превышает 80–90 л на человека.

– Два десятилетия мы пытаемся привить людям бережливое отношение к воде, – говорит Анарбек Орман. – Тем самым экономится не только так называе¬мый «невозобновляемый природный ресурс», но и семейный бюджет. Это надо помнить, когда на кухне, в ванной или просто из-за неисправности крана без надобности льется вода, ведь даже незначительная утечка в итоге оборачивается огромными потерями.

В прошлом году специалис¬ты предприятия провели небольшое исследование, опросив полторы сотни человек. Стояла задача выяснить, какая часть семейного бюджета уходит у горожан на оплату коммунальных услуг и какую долю в ней занимают расходы на водоснабжение. Оказалось, что на коммунальные услуги шымкентцы тратят в среднем 10% семейного дохода, из которых на водоснабжение – 1,1%. Нынче платить за воду горожане станут еще меньше, поскольку с 1 января сразу на 10% снижена стоимость подачи воды и водоотведения.

Столь существенное снижение стало возможным благодаря масш¬табной реконструкции сетей водоснабжения и канализации, позволившей не просто наладить бесперебойную подачу воды, но и снизить нормативно-технические потери и эксплуатационные расходы. Предприя¬тие подписало с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) Сервисный контракт по обеспечению потребителей услугами водоснабжения и водоотведения в соответствии с международными стандартами. За 2009–2018 годы на реконструкцию и модернизацию водопроводных и канализационных сетей и сооружений привлечены инвестиции ЕБРР на общую сумму 13,6 млрд тенге.

Только в прошлом году выполнена инвестиционная программа в объеме 4,2 млрд тенге. Средства полностью освоены, и в их эффективности не приходится сомневаться: эксплуатационные расходы снизились с 66 до 41%. Предприятие добилось снижения нормативно-технических потерь с 38,1 до 16,08%, более чем в 10 раз сократилось потреб¬ление электроэнергии.

Конечно, за этим результатом стоит большая работа по внедрению эффективных технологических решений и переходу на энергосберегающее оборудование. К примеру, 70 энергоемких насосов были заменены на более экономичные агрегаты. Чтобы избежать избыточного напора воды, на водопроводных сетях внедрена система контроля над оптимальным режимом их работы. Для этого установлено 139 регуляторов давления, поз¬воляющих отслеживать ситуа¬цию на контрольных точках.

Цифровизация коснулась и съема показаний водомеров. Теперь контролеры это делают с помощью планшетов, информация автоматически поступает в электронную базу данных.

Повсеместно ведется замена металлических труб на пластиковые, срок службы которых в 2 с половиной раза дольше. Немаловажно и то, что реконструкция позволяет свести на нет факты хищения воды. Упростилась задача по отключению неплательщиков, она не требует дополнительных расходов.

Степень износа водопровода за последние 10 лет снизилась с 68 до 35,4%, канализации – с 72 до 60,3%. В 3 с половиной раза реже теперь фиксируются аварии водопровода и засоры канализации.

Последние можно было бы и вовсе свести до минимума, если бы жильцы соблюдали элементарные правила пользования канализационными сетями и не сбрасывали в унитаз то, чего там не должно быть по определению. Пока же сотрудники водоканала вынуждены проводить среди абонентов своего рода ликбезы, терпеливо разъясняя, казалось бы, очевидные истины.

– Чего только не достают из канализации наши ремонтники, устраняя засоры, – комментирует ситуацию руководитель отдела эксплуатации очистных сооружений Ирина Казаринова. – Памперсы, кости, тряпки, поли¬этиленовые пакеты и прочий хлам. В нашем музее мы собрали внушительную коллекцию изъятых предметов и демонстрируем ее посетителям, в основном школьникам. Таким способом надеемся привить им культуру пользования системой канализации.

В 2010 году за счет гранта ЕБРР разработано ТЭО и подписан договор на модернизацию очистных сооружений и монтаж установки биогаза. Строительство мини-ГЭС на канализационном коллекторе и вышеупомянутой установки позволило Шымкентскому водоканалу совершить инновационный прорыв.

Это сегодня единственное предприятие на всю республику, которое пошло по пути внед-рения «зеленых» технологий. Здесь наладили переработку иловых осадков, получение био¬газа и его использование для выработки электроэнергии.

Раньше осадок отгружался в специальное место для складирования – лог, рекультивация которого запланирована на 2023 год. Комплекс очистных ¬сооружений работает в Шымкенте уже более 30 лет. Можно только представить, какой объем отходов накоплен за прошедшие десятилетия, если сейчас около 460 кубометров осадка в сутки направляется на переработку.

Новые технологии позволили усовершенствовать степень очистки воды и избавиться от неприятного запаха на территории очистных сооружений, которые с развитием Шымкента оказались в его черте.

Реконструкция КОС и запуск биоустановки позволили решить сразу ряд проблем, включая экологическую. Отныне нет нагрузки на окружающую среду в виде иловых осадков. Их перерабатывают, ежегодно получая 3,5 млн кВт.ч «зеленой» электроэнергии. Зимой еще и система отопления работает за счет отходов!

Пока коммунальные предприятия страны и ближнего зарубежья изучают опыт Шымкентского водоканала по цифровизации и внедрению «зеленых» технологий, здесь вынашивают новые смелые планы. Например, по строительству дополнительной станции десульфуризации – очистки газа от серы. Она поз¬волит увеличить объем вырабатываемой электроэнергии дополнительно на 300 кВт.ч, обеспечив 88% от потребности очистных сооружений, и предот¬вратит косвенные выбросы в атмосферу 3,7 тыс. тонн в год СО2.

Специалисты предприятия разрабатывают еще ряд проектов, которые позволят превратить отходы в доходы. Например, промытый, высушенный песок, который раньше отправляли на городской мусорный полигон, оплачивая к тому же его утилизацию, теперь планируется извлекать и направлять на подсыпку дорог и в производство стройматериалов. А еще накоп¬ленный ил можно превратить в органическое удобрение. В компании уже подсчитали, что в год его можно будет получать до 34 тыс. тонн.

АВТОР:

Любовь Доброта, Шымкент

Яндекс.Метрика
Наши
контакты
ТОО "Водные ресурсы-Маркетинг"
Адрес: г.Шымкент, ул. Г.Орманова 17

Телефонный код г. Шымкент: 8(7252)
Приемная: 321-195, 321-194, 326-009
Центральная диспетчерская служба: 321-274, 323-574
Горячая линия: 321-275
Инспекция водных балансов населения: 321-180
Водомерная мастерская: 373-362, 375-457
Факс: 322-544
E-mail: info@wrm.kz
© Все права принадлежат ТОО "Водные ресурсы-Маркетинг"
Дизайн и разработка ТОО "LiO Programs" 2013