новости - Новости Казахстана
новость от 12.09.2019
Газета «Казахстанская правда»
2.09.19, № 168
АВТОР:
Любовь Доброта, Шымкент
10:48, 2 Сентября 2019
По контракту жизненного цикла
Чистая питьевая вода обязательно должна быть в каждом доме, в каждой семье. Такую задачу перед Правительством поставил Глава государства в инаугурационной речи. Среди первоочередных проблем, требующих повсеместного решения, Касым-Жомарт Токаев назвал водоснабжение населения.
Без качественной питьевой воды в Шымкенте живут около 200 тыс. человек, то есть 20% горожан. Практически все они – жители присоединенных к городу соседних поселков. Охват системой канализации и того меньше. Если говорить о частном секторе, а на его долю приходится больше половины жилой застройки южного мегаполиса, то там центральная канализация есть только у каждого десятого жителя.
Сегодня в системе водоснабжения и водоотведения накопилось немало системных проблем, свойственных практически всем городам, селам и поселкам. Состоянием водоснабжения и водоотведения Правительство страны всерьез озаботилось еще в 2010 году. Тогда была проведена большая работа по инвентаризации сетей и сооружений для переоценки их стоимости. Это было необходимо для установления размера амортизационных отчислений как источника инвестиционных программ. Параллельно шла выработка механизмов привлечения инвестиций на реконструкцию и модернизацию изношенных основных фондов, включая собственные средства и транши международных финансовых институтов.
Чтобы улучшить условия эксплуатации заметно обветшавшего водопроводного хозяйства, было предложено включить в тарифные сметы все затраты, необходимые для надлежащего содержания задействованных основных фондов, а также повышение размера заработной платы работников, занятых обслуживанием систем водопровода и канализации.
Итогом масштабного анализа стало утверждение госпрограммы «Ақ бұлақ», разработка обоснования инвестиций в системы водоснабжения и водоотведения по всем городам Казахстана до 2025 года. При этом единственно приемлемым источником финансирования реконструкции и модернизации существующей системы водоснабжения и водоотведения, находящейся на балансе эксплуатирующих организаций, предложили заемные средства международных финансовых институтов и бюджетные субсидии.
Четыре года назад на заседании Координационного совета рамочных соглашений о партнерстве между Правительством Казахстана, международными финансовыми организациями (МФО) и Советом по взаимодействию с Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) были одобрены проекты, планируемые к осуществлению совместно с Европейским банком реконструкции и развития (EБPP). В их число включили проект по модернизации системы водоснабжения и водоотведения крупных городов страны.
Водоснабжающим предприятиям Шымкента, Усть-Каменогорска, Петропавловска, Костаная, Семея, Кызылорды, Тараза и ряда других городов антимонопольные ведомства утвердили долгосрочные инвестиционные программы с привлечением заемных средств ЕБРР.
Благодаря новым подходам Правительства по созданию условий финансового оздоровления сектора водоснабжения в стране появились водоканалы с эффективными рыночными подходами по принципу «инвестиция в обмен на тариф». Ярким примером может служить шымкентское ТОО «Водные ресурсы-маркетинг». За 10 лет сотрудничества с ЕБРР подписано 5 договоров на общую сумму 67,0 млн долларов, или 13,6 млрд тенге, со ставкой вознаграждения 5,5% годовых сроком на 13 лет. Заем освоен полностью. На эти деньги реконструировано 141,5 км водопроводных и 34,3 км канализационных сетей с заменой их на полипропиленовые, не подверженные коррозии, и поэтому имеющие фактически неограниченный срок службы. Произведена автоматизация процессов добычи, обеззараживания и транспортировки воды, заменено 1,4 тыс. общеуличных и головных водомеров, адаптированных к автоматизации, полностью модернизировано оборудование очистных сооружений производительностью 100 тыс. кубометров в сутки, увеличена ежесуточная мощность очистных сооружений канализации от 100 тыс. до 150 тыс. кубометров.
В Шымкенте построен единственный в республиках Средней Азии и Казахстане комплекс по переработке илового осадка с получением биогаза, на основе которого вырабатывается 3,5 млн КВт⁄час электрической энергии в год, что обеспечивает половину энергетических потребностей очистных сооружений канализации.
Проделана колоссальная работа, но ее объем недостаточен для того, чтобы привести в порядок водопроводное хозяйство. Так, согласно правительственному документу, Шымкент должен был привлечь 25 млрд тенге инвестиций. Задание исполнено на 53%, то есть водоводы, сточные и канализационные сооружения за прошедшее время не удалось восстановить в полной мере. Модернизировано около 45% сетей. Если эту работу не продолжать, то ни о каком стабильном обеспечении населения качественной питьевой водой не может быть и речи.
Между тем практически повсеместно работа по модернизации водопроводного хозяйства сведена на нет. Это стало следствием того, что осенью прошлого года, несмотря на высокую изношенность водопроводных и канализационных сетей, местные акиматы волевым решением заставили все водоканалы снизить тарифы на услуги водоснабжения и канализации.
– Искусственное сдерживание тарифов в ближайшем будущем приведет к еще большему ухудшению состояния водопроводно-канализационного хозяйства, – уверен председатель совета директоров ТОО «Водные ресурсы-маркетинг» Анарбек Орман. – Сегодня большинство предприятий водопроводно-канализационной системы убыточны, а регулирование тарифа только усугубит их положение. Елбасы поставил цель войти в число 30 развитых государств мира. Значит, наши показатели в области водоснабжения и водоотведения должны соответствовать показателям развитых стран, потому что технологическая схема очистки и транспортировки воды везде одинакова.
Согласно данным Всемирного банка, тариф на услуги водоснабжения и водоотведения должен быть не ниже одного доллара за кубометр воды. Только в этом случае он достаточен для покрытия эксплуатационных затрат и инвестиционных потребностей развивающейся страны. Если же тариф составляет менее 20 центов, что равно примерно 76 тенге, то такой тариф недостаточен даже для покрытия базовых эксплуатационных затрат, включая текущий ремонт и обслуживание. Тариф в диапазоне 20–40 центов в состоянии покрыть лишь операционные затраты и часть расходов на текущий ремонт и обслуживание.
– При умышленном сдерживании тарифов все водоканалы вынуждены в первую очередь сокращать объемы инвестиций, направляемые на реконструкцию изношенных водопроводных и канализационных сетей, – считает доктор технических наук, профессор Елеу Наурызбаев. – Притом, что степень их износа и без того сейчас достаточно высока и превышает двукратный нормативный срок службы. Их эксплуатация грозит экологическими и санитарными последствиями из-за возможных вторичных загрязнений. Через трещины в изношенных водопроводных сетях в питьевую воду могут попасть вирусы-возбудители опасных заболеваний.
К тому же утечки из водопровода приводят к огромным потерям воды, которая к тому же подмывает дороги, фундаменты зданий, заливает подвалы, увеличивая затраты на ремонт инфраструктуры. В результате деньги потребителей и организаций в прямом смысле слова утекают в песок...
Буквально в прошлом году в Шымкенте в районе Цемпоселка из-за утечки воды из прохудившегося водопровода произошла просадка фундамента двухэтажного шестиквартирного дома. Деформация оказалась настолько серьезной, что дом снесли, а водоснабжающая организация вынуждена была потратить более 100 млн тенге на покупку жилья собственникам пострадавших квартир.
Длительная эксплуатация и максимальная степень изношенности точно так же стала причиной разрушения 6-километрового канализационного коллектора в районе Зеленой балки. Самовольно построенные в водоохранной зоне частные дома буквально рухнули в образовавшийся провал после аварии на магистрали.
Задолго до ЧП коммунальное предприятие инициировало иски в суд на застройщиков, требуя снести незаконные строения, поскольку такое соседство с трубопроводом весьма опасно. Домовладельцы тогда отказались исполнять решения суда, полагая, что водоканал преувеличивает опасность.
Избежать подобных ЧП можно лишь при своевременной замене изношенных водопроводных и канализационных труб. Учитывая масштаб накопившейся проблемы, сделать это реально при условии, что тариф на услуги водоснабжения и водоотведения будет достаточным, чтобы покрыть эксплуатационные затраты и инвестиционные потребности субъектов естественных монополий. А потребности эти, напомним, удовлетворяются за счет займов международных финансовых организаций, и деньги эти тоже придется отдавать…
– Если тариф окажется неподъемным для населения, то на объем привлекаемых инвестиций необходимо предусмотреть выделение субсидий в виде государственной поддержки, – считает Анарбек Орман. – Вводя ограничение на тариф, Правительству следует предусмотреть субсидии тем категориям граждан, которые не в состоянии его оплатить, а не бить по рукам коммунальщиков, поневоле выступающих в роли монополистов… Ведь плачевное состояние водопровода, канализации и очистных сооружений – повсеместная проблема.
Требуется привести в порядок это хозяйство, обеспечив его качественную и стабильную работу. И тогда уже можно подумать о разумном снижении тарифов на услуги водоканалов.
Немаловажным является и качество строительства новых сетей, которое заметно хромает. В том же Шымкенте есть факты, когда многомиллиардные государственные инвестиции, направленные на обеспечение населения питьевой водой, используются неэффективно.
Деньги вложены, а вода, которую так ждали, до людей не дошла. В жилом массиве «Акжар» лет 5 назад проложили водопровод по программе «Питьевая вода», который ни дня не работал. Государственные средства на бумаге освоили, а трубы проложили некачественно. Пришлось все переделывать, повторно финансируя один и тот же проект...
Несколько лет назад прокуратура тогда еще Южно-Казахстанской области, проведя проверку использования бюджетных средств, выделенных на программу водоснабжения, озвучила шокирующий факт: в общей сложности 17 млрд тенге оказались потрачены неэффективно.
Примером того, как нельзя решать вопрос обеспечения людей качественной питьевой водой, может служить Ленгер, жители которого после долгих лет ожидания централизованной подачи питьевой воды в дома и квартиры получили... дырявый водопровод, на строительство которого государство затратило около 6 млрд тенге. Последовали иски и судебные тяжбы...
Почему так происходит? Ответ на этот вопрос я попыталась найти у ученого.
– Основной причиной неэффективности использования объектов водопроводно-канализационной системы является отсутствие ответственности за конечный результат, – убежден заслуженный строитель, кандидат технических наук, профессор Бейсенбек Керимкулов. – По действующей схеме в реализации проекта задействованы не менее 5 госорганов: отраслевое министерство, акимат области, областное управление ЖКХ, акимат района, отдел ЖКХ. Практика показывает, что данная схема эффективно не работает. Никто из этих структур не дает гарантии по бесперебойному и качественному оказанию услуг водоснабжения и водоотведения. Существующий сейчас механизм не работает на конечный результат: проектируют объект одни, строят другие, а после сдачи объекта эксплуатируют третьи. Каждый участник этой цепочки – проектировщик, строитель или эксплуатационная организация – зачастую допускает ошибки, что обязательно приводит к сбоям в работе. Как результат, страдают потребители.
Для решения накопившихся проблем ученые в тандеме с практиками предлагают внедрить «контракт жизненного цикла», предусматривающий проектирование, строительство, реконструкцию, модернизацию и эксплуатацию технологически сложных объектов, включая ремонт и их содержание. Механизм, когда проект осуществляет один оператор, получающий у государства льготный долгосрочный кредит, в состоянии обеспечить соответствие объекта установленным технико-эксплуатационным показателям в течение всего срока службы согласно договору государственно-частного партнерства.
Такой подход даст гарантию на долгосрочное функционирование объектов водопроводно-канализационной системы, качественное предоставление услуг водоснабжения и водоотведения и откроет новые рабочие места. Предлагаемая схема будет выгодна как для государства, так и для населения.
Коммунальщики считают, что требует пересмотра еще один момент. В 2009 году в Налоговый кодекс были внесены изменения, которые коснулись объектов ЖКХ. Так, ставку налога на имущество на объектах питьевого водоснабжения снизили до 0,1%. По объектам же водоотведения, наоборот, увеличили до 1,5%. Сейчас такой подход значительно влияет на рост до 10% тарифа на водоотведение.
Учитывая, что водоснабжение и водоотведение – единая система, коммунальщики считают целесообразным снизить налоговую нагрузку имущественного налога на основные средства канализации до 0,1%. Этот шаг будет способствовать снижению тарифов и, соответственно, развитию эксплуатирующих предприятий.